Успенский Псково-Печерский монастырь, Печоры

информация о храме:
Полное название: Успенский Псково-Печерский монастырь, Печоры
Адрес: Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5
Адрес на 1917 год: Псковская губ., Псковский у., г. Печоры
Координаты: 57.810000°N 27.615000°E
Епархия: РПЦ МП
Первое упоминание 1473

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался (в межвоенный период находился на территории независимой Эстонии).

В 1967-2006 годах в монастыре подвизался почитаемый некоторми как старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет.

«Богом зданная» пещера стала известна местным жителям в 1392 году.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, лифляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в серебряной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы войны монастырем управлял игумен Павел (Горшков). После войны игумен был обвинен в пособничестве германским властям и арестован; умер в «Крестах».

С 1949 года по 1954 наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля (15) 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 27 февраля (12 марта) 1975 усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской оттепели, благодаря его усилиям в 1973 г. в Печоры вернулись сокровища, вывезенные фашистами из ризницы монастыря.

В монастыре провел последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).

Сайт:   http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Потом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь. Не сохранилось никаких сведений о житии первого пустынножителя прп. Онуфрия, кроме записи о том, что он скончался 12(25) июня 1492 года, но псковские лето­писи XVI века и народное предание твердо хранят па­мять о нем как основателе Мальского монастыря, о чем говорит и название — Онуфриева пустынь. Сколько на Руси было монастырей, время основания которых и даже имена их первых подвижников ушли в безвестность, по смирению их основателей и их нежеланию быть прославленны­ми миром. Они не на сло­вах только, а и делами своими показывали, что вменяют ни во что сует­ную славу мира сего, и не устами одними говори­ли о вечном, но дышали и жили им. Мощи прп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря.

Год основания Мальс­кого монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год. Небольшая обитель на берегу Мальского озера про­цветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Глав­ная Спасорождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее вен­чают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря Другая каменная постройка монастыря — трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата, которая в свою очередь с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, и жильем, и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и, кроме названных сооружений, имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками, а рядом молочная, за монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек.

Колокольня Мальского монастыря — одно из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее это была не колокольня, а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, вверху которой было четыре арочных проема для колоколов, и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 году она был перестроена, потому что нужно было укрепить ее верх, но и в этом исполнении звонница-колокольня смотрите чудесно и с любой точки обзора воспринимается центральной постройкой. Все каменные постройки Мальского монастыря по-своему уникальны: Спасорождественская церковь с приделом прп. Онуфрия, построенным в 1902 году, звонниц и развалины трапезного храма — все, что осталось о Мальского монастыря. Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория, возвращаясь к Пскову после неудачно­го штурма крепости Псково-Печерского монастыря, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты.

Долгое время Мальский монастырь лежал в развалинах, и не слышно было звона его колоколов. Толь­ко в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, о чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Эта надпись гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков. В 1710 году монастырь вновь разорен шведами, но по приказу императрицы Анны Иоанновны при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) возобновлен в 1730 году. Тогда восстановили его главный храм и колокольню. А руины братского корпуса с трапезной и церковью так и дожидаются со времени Батория продолжения их дол­гой жизни.

В 1764 году в царствование Екатерины II при архи­епископе Псковском и Рижском Иннокентии Мальский монастырь был упразднен, а при Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом. Мальский погост был приписан к Псково-Печерскому монастырю. Кроме празднования памяти прп. Онуфрия, которая совершается 12 (25) июня, существует в Малах и местный заветный праздник, именуемый «Мальским воскресением» — первое воскресенье после Петрова дня (свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде.

На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник — болящий Матфей, более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости. Много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования, приносимые Матфеюшке почитателями, был построен при­дел прп. Онуфрия Мальского. Почил праведник в 1905 году, 15 (28) июня и погребен напротив Спасо-Рождественской церкви. Перед смертью предсказал обстоятель­ства своего погребения, которые и исполнились в точнос­ти. Рядом с Матфеюшкой похоронен родственник Свя­тейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Влади­мирович Беллавин — настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах. Жена отца Михаила матушка Мария Васильевна здравствует и поныне. Этой почтенной стари уже 99 лет. В 2000 году развалины Мальской обители были переданы Псково-Печерскому монастырю для восстановления и строительства скита. В колокольне устроена новая келья будущего монастыря. На хозяйственном дворе мо­настыря в деревне Малы стро­ятся мастерские для реставра­ции Мальского скита.

С древних времен считают­ся Малы святым местом. Немая красота Мальской долины, умиротворенность и благодать Онуфриевой пустыни и поныне притягивают паломников из разных концов России. Приезжают люди сюда помолиться, приложиться к святыням Мальской церкви, набрать воды из целебных источников, взирая на развалины Мальского монастыря и с верою в его воскресение. На сельских праздниках здесь можно встретить представителей малой этнической группы — народности сето. Это связано с тем, что на кладбище много сетусских захоронений. В июле проходит престольный праздник «Мальское воскресение», когда отовсюду собираются люди, считающие Малы своей родиной, чтобы встретиться и почтить память предков. Мальской погост сохраняет удивительную, умиротворяющую атмосферу.

Недаром, одно из местных поверий связано с обретением человеком душевного покоя. Легенда о возникновении Мальского монастыря Жил в начале восемнадцатого века в Тамбовской губернии в Кирсановском уезде мужичок. Был он беден, но благочестив и добр. Имел небольшую пасеку — с нее и кормился. Однажды одна из пчелиных маток заговорила с ним человеческим голосом, передавая слова Господа, чтобы отправился мужичок в далекие неведомые края и возобновил там монастырь, разру­шенный вражескими полчищами. Мужик засобирался в дорогу, спросив у пчелы: «Как же исполнить твое повеление

Как добраться?

Фотографии Успенский Псково-Печерский монастырь, Печоры

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Храмы России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: